«Ха-Арец», 4.08.2006/
Начальник Службы тыла израильской армии, генерал-майор Ицхак Гершон, разослал вчера гражданам симпатичный буклет с объяснениями и инструкциями: «как вести себя во время тревоги, в бомбоубежищах и в защищенных помещениях». Служба тыла и органы местного управления «годами учились справляться с чрезвычайными положениями» — написал Гершон и закончил лозунгом: «Сильный тыл – залог победы!»
С его утешительными замечаниями будет трудновато согласиться тому кто получил этот буклет. В особенности, если листать его, находясь в одном из переполненных бомбоубежищ севера страны. По мере того, как проходят недели, становится ясно, что вся правительственная пирамида – от премьер министра до работников Службы тыла, включая министерских финансистов и юридических советников – оказалась неподготовленной к массированному нападению. Оно парализовало жизнь на севере Израиля.
Отсутствие подготовленности ощущалось во всех областях. Главные общественные учреждения не были укреплены. Бомбоубежища не были подготовлены заранее и оказались непригодными для пребывания в них дольше нескольких часов. Снабжение водой и продовольствием, общественный транспорт, система помощи семьям, чьи дома были разрушены – все это рушится под градом событий. Сейчас армейское командование уверяет, что они прекрасно знали о подготовке Хизбаллой оружия дальнего радиуса действия, которое может поразить большие города. Однако, несмотря на предупреждение немногих «зануд», в укрепление и подготовку бомбоубежищ не вложили даже минимума.
Более того – даже в день принятия решения о начале военной операции глава правительства отказался объявить военное положение и не назначил никакого чрезвычайного правительственного комитета по оказанию и улучшению помощи гражданскому населению. Результатом было всеобщее ощущение, что наше руководство бросило своих граждан в беде.
Две группы населения платят особенно высокую цену войны: это, во-первых, слабые слои, которые остаются на месте, незащищенными или в нечеловеческих условиях; и те, кто уехал в центр страны и вынужден заботиться о себе сам. Если бы было объявлено чрезвычайное положение, можно было бы задействовать гарантированную законом гражданскую систему, которая позволила бы организованно собирать информацию о нуждах эвакуированных семей и обеспечить хотя бы некоторые их потребности. Лакуна, образованная бездействием государственных структур, заполняется некоммерческими, да и коммерческими, организациями, использующими своё благородство для саморекламы и маркетинга.
Теперь уже слишком поздно объявлять чрезвычайное положение. Временные постановления, которые удалось провести нескольким депутатам Кнессета, действительно уменьшили нехватку работников и служащих на севере, но война еще только начинает требовать свою цену т гражданского общества: закрытие бизнесов, которые не выдержат удара, и ущерб, нанесенный туризму и инвестированию, будут сказываться еще долгое время после окончания кризиса на севере.
Лозунг «Сильный тыл – залог победы!» звучит неискренне. С января 1991 года, после сотен терактов и доказанной неразделенности войны и мира с одной стороны, и социально-экономической ситуации – с другой, израильское правительство могло бы усвоить, что разделение на «фронт» и «тыл» больше нерелевантно. Граждане, сидящие в душных убежищах; служащие общественных учреждений и муниципалитетов (некоторым из них еще не заплачено за месяцы работы); работники психологических служб Министерства просвещения; даже советники молодежных движений – все они сейчас на линии фронта. И никто из них не получает поддержки от государства.
Обсуждение
Комментариев нет.