//
you're reading...
Вера Рейдер

К 50-летию резни в Кфар Касем

Вера Рейдер, 30.10.2006/
29 октября тысячи человек собрались в деревне Кфар Касем, чтобы почтить память ее жителей, погибших от рук израильских пограничников ровно 50 лет назад, в 1956 году.

«Граждане Израиля – арабы с момента основания государства жили в условиях военного режима. Военные власти ограничивали их свободу передвижения, производили административные аресты, и устанавливали разнообразные правила на основании чистого произвола. Правительство утверждало, что такой контроль необходим, поскольку арабы представляют собой «группу риска» как в плане безопасности, так и в политическом смысле. В таком положении была и своя выгода – законы военного режима облегчали конфискацию арабских земель. В «Треугольнике» («Мешулаш») – граничащем с Иорданией районе с преимущественно арабским населением – для арабов был введен постоянно действующий комендантский час, который начинался обычно в 9 часов вечера.» — так пишет израильский историк Том Сегев о политике государства в отношении арабского населения к моменту трагедии в Кфар Касем.

В первый день Синайской кампании, 29 октября 1956 года, комендантский час был перенесен на 5 часов вечера. Приказ пришел днем, и на вопрос, что делать с людьми, которые работают за пределами деревни, ничего не знают о приказе и вернутся домой позже пяти часов, командир пограничной охраны, размещенной возле деревни Кфар Касем, получил по телефону двусмысленный ответ: «Да простит их Бог». Этот приказ был истолкован этот ответ однозначно, и солдаты принялись хладнокровно расстреливать одного за другим жителей деревни, поодиночке и группами возвращавшихся с работы домой. Всего было убито 49 человек, в том числе 9 женщин и 7 детей. Стрельба не велась издалека: многие из жертв, приблизившись к солдатам, успевали понять, что происходит, и пытались объяснить, что они ничего не знали о введении комендантского часа. Несколько девушек, увидев трупы и вооруженных солдат, бросились на колени и умоляли не убивать их, но были расстреляны. Среди убитых были мать с ребенком, возвращавшиеся от врача, к которому они отправились с разрешения пограничной охраны. Расстрел происходил на околице деревни, и жители крайних домов могли наблюдать происходящее из окон. В дальнейшем пограничники батальона и их командир предстали перед судом и были признаны виновными в умышленном убийстве. Они были приговорены судом к тюремным заключениям сроком от семи до семнадцати лет. На деле все они были вскоре амнистированы – ни один не просидел в тюрьме и полугода, а командир и вообще отделался символическим штрафом в 1 грош (½ агоры). На дальнейшей жизни и карьере этих людей происшедшее никак не отразилось: так, один из участников расстрела был через несколько лет назначен… ответственным за политику в отношении нацменьшинств в муниципалитете Рамле!

Трагедия в Кфар Касем послужила поводом для принятия закона «О приказах, не подлежащих исполнению», о котором новобранцев ставят в известность с первых же дней службы в израильской армии. В процессе прохождения «школы молодого бойца» («тиронут») солдатам читается лекция о происшедшем. На основе результатов следствия написана книга и сделан фильм, который, впрочем, так и не вышел на широкие экраны. Непосредственно после трагедии израильским правительством была организована церемония примирения с жителями деревни («сульха»), но на фоне слишком мягких приговоров виновным и непризнания ответственности высших чинов, то есть тех, кто отдаёт приказы и определяет политику армии, «сульха» не была принята всерьез жителями Кфар Касем. К тому же государство отказалось принять на себя вину и просить извинения у жителей деревни. Широкая общественность Израиля до сих пор недостаточно осведомлена о событиях 1956 года, и СМИ – отчасти за давностью лет – практически не уделяют внимания этой теме.

Сегодня Кфар-Касем страдает от дискриминации в той же мере, как и другие арабские населенные пункты Израиля. На конфискованной уже в 1980х годах у жителей деревни земли построена промышленная зона города Рош-ха-Аин. Несмотря на то, что эта промзона находится практически в самой деревне и от Рош-ха-Аин её отделяет шоссе «Хоце-Шомрон», она считается принадлежностью города, и поэтому Рош-ха-Аин, а не Кфар Касем, получает муниципальные налоги с находящихся в ней предприятий. Более того, на предприятиях промзоны практически не заняты жители деревни, разве что на черных работах – уборщиками, грузчиками. Государство намеревается конфисковать еще один обширный участок земли, и местный совет Кфар Касем уже несколько лет ведет переговоры с меняющимися правительствами с целью получить право на строительство собственной промышленной зоны на части конфискуемых «ради общественного блага» земель.

В последнее время, в особенности в связи с высказываниями сегодняшнего министра по вопросам стратегии А. Либермана, жители Кфар-Касем чувствуют себя под угрозой трансфера. Сегодняшняя политическая реальность нашла выражение в речах, произнесенных на митинге. «Это абсурд – сегодня, в пятидесятилетнюю годовщину резни, мы получаем от государства «подарок» — присоединение Либермана к правительству», — сказал житель деревни Исауи Фариж, дед которого – одна из жертв трагедии 1956 года. Митингующие также потребовали от государства признать ответственность за убийство в Кфар Касем.

Обсуждение

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Дневник

  • Израиль выслал назад в Судан ок. 1000 беженцев - несмотря на угрозы Судана наказать каждого, кто был в Израиле haaretz.com/news/diplomacy… 10 years ago
%d такие блоггеры, как: