//
you're reading...
Дневник

Учебники и реальность

Дор Цах, ”Walla!”, 5.12.2006/

Министр просвещения Юли Тамир распорядилась вернуть на школьные карты «Зеленую черту» — границу Израиля до 1967 года.

Каждый, кто следит хоть немного за новостями, может заметить, что раз в какое-то время, когда нечего особенно сообщать или нужно найти предлог для очередного раунда войны, в прессе появляются пугающие заметки о «подстрекательстве в палестинских школах». В качестве одного из элементов подстрекательства в этих заметках всегда фигурирует карта этой земли раздора. На этой карте написано «Палестина», и нет даже намека на государство Израиль.

Всякий раз, увидев эту карту, наши праведники закатывают глаза и изумляются: как, дескать, эти арабы могут ожидать, что между нами наступит мир, если они даже не признают нашего существования?! Праведники забывают, что это непризнание – взаимно: на картах, по которым учатся в наших школах, территории Западного берега Иордана и сектора Газы представлены как часть государства Израиль. Нелишне напомнить, что эти территории не являются частью Израиля по нашим собственным законам, а от Газы мы официально «отмежевались» в прошлом году.

Поэтому решение министра просвещения Юли Тамир отобразить на картах, по которым учатся в Израиле, «Зеленую черту» — совершенно правильное решение. И это – совсем не «левая» идея: министр не дает указания обозначить эти территории как «оккупированные», то есть не определяет в одностороннем порядке их статуса. Но это, разумеется, означает, что израильские школьники поймут: речь идет о территориях, по поводу которых нет согласия ни в израильском обществе, ни вне его; ни в юридическом отношении, ни в моральном.

Как и следовало ожидать, правые партии набросились на Юли Тамир, потребовали убрать ее из минпроса, а Моэцет Йеша (высший орган поселенческого движения – ред.) даже объявила «идеологический бунт», призвав учителей не пользоваться для преподавания книгами, в которых упоминается «Зеленая черта». Представители поселенцев отлично знают, чего им следует бояться. Пока дискуссия о «территориях» не выходит на свет, и школьники не изучают ее, поселенцы могут продолжать жить так, как будто израильские и международные законы их не касаются: устанавливать «факты на местности» и вынуждать нас принимать «территории» как часть государства Израиль, не опасаясь критики. Возможность изменения этой ситуации пугает их, что доказывает их истерическая реакция.

Но не только крайне правые партии раскритиковали решение министра. Этниэль Шенлер, депутат Кнессета от партии «Кадима» и бывший секретарь Моэцет Йеша, заявил, что оно приведет к «расколу в народе». Напомним, что этот депутат требовал также запретить вход в Кнессет гомосексуалам и лесбиянкам. Так что, видимо, не весь «народ» его беспокоит.

У меня есть новости для депутата Шенлера: раскол в народе не лечится пренебрежением к людям, и не пройдет от того, что будет принята позиция только определенной части граждан, без дискуссии и без попыток решения проблемы. Раскол в народе преодолим только через понимание сущности несогласия, обучение анализу его корней и раскрытие разных позиций. Отмахиваться от проблемы – значит уподобляться страусу, прячущему голову в песок. Такой подход политически провалился, как в отношении палестинцев, так и в отношении Хизбаллы. Так почему он должен сработать в системе просвещения?

Я надеюсь, что, несмотря на сопротивление и на бюджетные трудности, решение министра Юли Тамир будет проведено в жизнь. Если мы не хотим, чтобы проблемы этой страны взорвались нам в лицо – их нужно изучать столько, сколько потребуется. Пришло время для системы просвещения усвоить, что знание – это сила, и превратить знание во что-то большее, чем просто лозунг.

Обсуждение

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: