Михаль Шварц и Асма Акбарие-Захалка, «Challenge», №108, март-апрель 2008/
Всего несколько десятков метров отделяют деревню Джисер-аль-Зарка – одну из беднейших в Израиле — от Кейсарии, где обитают элиты. Несколько десятков метров – плюс стена. Стена была построена 6 лет назад для того, чтобы богатым жителям Кейсарии не приходилось видеть их соседей. Подобная же, хоть и невидимая, стена проходит между Тель-Авивом и Яффо. Такие же стены вы обнаружите между еврейским Ми-Ами и арабским Умм-эль-Фахмом, между нижним и верхним Назаретом, между Кармиэлем и окружающими арабскими деревнями, короче говоря – везде, где евреи и арабы живут бок о бок.
У Джисер-аль-Зарка есть одно важное отличие от других арабских деревень: на хлеб здесь зарабатывают в основном женщины. Согласно данным местного совета, 75% мужчин не имеют работы. Вследствие этого, 30% женщин деревни работают – тогда как в целом по Израилю трудоустроены только 18.6% арабских женщин. В Джисер-аль-Зарка труд женщин – основной источник существования.
Но приносит ли работа удовлетворение и благосостояние самим женщинам? Ни малейшего. Для подрядчикой компаний по уборке из прибрежных районов этих женщины – удобный источник неквалифицированной рабочей силы: слабые и отчаявшиеся, они дешево ценят свой труд. Они моют и чистят Тель-Авив. Их можно увидеть в университетах, в больницах, в домах престарелых и в залах торжеств. Многие зарабатывают меньше установленной законом минимальной зарплаты в 3700 шекелей в месяц при 8-часовом рабочем дне. Но даже когда они получают этот минимум, он не покрывает стоимости жизни.
Каждое утро в 5.30 около 900 женщин из этой деревни – замужних и одиноких, матерей и бездетных – забираются в фургоны. Большинство возвращаются в 5 вечера, некоторые задерживабтся и до десяти. По окончании дня, посвященного уборке, они возвращаются, чтобы убирать снова, теперь уже – дома, и чтобы позаботиться о детях, проведших полдня на улице.
В Джисер-аль-Зарка девушки выходят замуж в 17 лет, некоторые – даже раньше. Даже при том, что они зарабатывают на жизнь, они живут под властью патриархального режима. Они поднимают на ноги большие семьи; при этом семья часто теснится в одной комнате здания в несколько этажей, принадлежащего целому семейному клану. Живут, в среднем, по 7 человек в комнате. Социальный и экономический разрыв между ними и их еврейскими соседями растет из года в год.
Бедность с лицом арабской женщины
Деревня Джисер–аль-Зарка представляет собой крайний случай бедности арабского населения в Израиле. Арабы в Израиле составляют (не считая жителей Восточного Иерусалима и Голанских высот) около 15% населения; вместе с тем половина бедняков страны – арабы. Большинство арабских семей живут за чертой бедности, в том числе около 60% арабских детей.
Одна из причин этому – то, что в половине арабских семей – только один кормилец. В целом по стране, как уже говорилось, трудоустроены только 18.6% арабских женщин старше 15 лет, тогда как среди евреек этот процент составляет 56% (данные Центрального Статистического Управления за 2006 год).
Средняя зарплата арабской женщины на 47% ниже средней зарплаты женщины-еврейки. Больше половины работающих женщин-арабок получают минимальную зарплату или же еще меньше, тогда как в еврейском секторе в таком положении находятся треть женщин.
Бедность арабской женщины связана также, хоть и не напрямую, с низким уровнем образования. Около половины арабских девушек не заканчивают средней школы (как 10% девушек в еврейском секторе). Из тех, кто не закончил даже начальной школы, работают только 3.6%, тогда как среди тех, кто продолжил учиться после окончания средней школы, 64.8% трудоустроены. Еще одна причина бедности заключается в том, что арабские женщины заняты в основном на низкооплачиваемых работах. Их принимают на работу во вторую очередь после евреек, и платят им меньше.
Из-за такой ситуации многие арабские женщины прекращают поиски работы. Около 12% из них оставляют мысли о трудоустройстве. Среди еврейских женщин такие составляют 1%.
В феврале этого года Институт Национального Страхования опубликовал отчет, согласно которому, несмотря на экономический рост, бедность в Израиле продолжает углубляться. Подъем экономики не затрагивает слабые слои населения, в особенности – арабского. Бедность здесь переходит из поколения в поколение, и вместе с ней передается неверие в израильское общество. Чувство отчаяние нашло свое выражение в событиях интифады октября 2000 года, которые были особенно бурными в самых бедных арабских населенных пунктах Израиля. Эти события усилили недоверие между арабами и евреями, вследствие чего каждая сторона `закрылась` от другой.
`Почему они не работают?`
Некоторые обвиняют в низкой степени трудоустройства арабской женщины арабскую культурную традицию. Действительно, в последние годы мы были свидетелями религиозного подъема в деревнях. Исламское движение поощряет женщин к тому, чтобы оставаться дома и растить детей.
Однако усиление консервативных тенденций на арабской улице – это не столько причина, сколько результат недостатка трудоустройства. Причина состоит скорее в дискриминации и политике отчуждения, применяемых по отношению к арабам во всех сферах жизни. С середины 1990х годов, с ростом неолиберальных тенденций в экономике и глобализации, эта проблема стала еще тяжелее. Новая израильская экотомика, основанная на биржевых торгах и высоких технологиях, разрушает старую экономическую систему и вместе с ней – рабочие места для арабских женщин. Такие традиционные области их занятости, как текстильная промышленность, сельское хозяйство и уход за детьми, ускользают у них из-под пальцев.
Вследствие глобализации ускорился перевод текстильных фабрик в страны с дешевой рабочей силой – Египет, Иорданию, Румынию и Китай. Уход за детьми и престарелыми стал прерогативой филиппинок.
А сельское хозяйство? Когда-то оно предоставляло работу арабским женщинам, не имеющим специальности. До создания в 1948 году государства Израиль 90% арабского населения жило с сельского хозяйства. Сегодня этим кормится только 4%. 27% сельскохозяйственных рабочих в Израиле – из Тайланда. Тайландцы, которым приходится выплачивать долги нанимателям за стоимость проезда в Израиль и у которых нет никакой организации, получают меньше минимальной заработной платы, не имеют социальных прав и живут прямо там же, где и работают. Их найм является скрытой формой субсидирования фермеров. В Европе и Америке сельское хозяйство также субсидировано, но там субсидии имеют форму прямых денежных поступлений, и от них выигрывают как хозяева, так и рабочие. В Израиле субсидии принимают форму `живого товара` и выгодны только хозяевам.
А если арабская женщина все-таки идет работать в сельское хозяйство – чем она там занимается? В арабских деревнях – множество местных субподрядчиков, которые возят женщин на работу и получают за них зарплату, оставляя до 40% себе. Почти никогда нет какого-либо документа о заработке, не говоря уже о премиях. Рабочие получают около 80-100 шекелей в день (ок. 25 долларов) вместо положенного по закону минимума в 160 шекелей.
Искать работу на таких условиях замужнюю арабскую женщину может заставить только крайняя нужда и отсутствие выбора. Поэтому работают в основном одинокие женщины, желающие подзаработать. Часто то, что они зарабатывают, растворяется в общем семейном бюджете. Семья может послать нескольких дочерей работать за гроши, чтобы они не сидели дома. Она может использовать их заработок для выплаты долгов или финансирования учебы старшего брата, или постройки еще одного этажа для его будущей семьи. При таких условиях не приходится удивляться, что женщины рассматривают работу как обузу и стремятся избавиться от нее как можно скорее.
Сегодня стуктура занятости арабских женщин напоминает перевернутую пирамиду: около 70% трудоустроенного меньшинства среди них – обладательницы свободных профессий в области здравоохранения, образования или социальной работы, а большинство из оставшихся 30% — неквалифицированные работницы промышленности, сельского хозяйства, по уборке и другим видам услуг.
Недостаточно образованная арабская женщина является трижды жертвой: как арабка в еврейском государстве, как женщина в патриархальном арабском обществе, и как неквалифицированный работник в неолиберальной экономической системе.
Патриархальная семья
В арабских деревнях патриархальная семья живет и процветает. Все еще нередки браки между близкими родственниками, а среди бедуинов Негева общепринятой является полигамия. Рождаемость среди арабского населения выше, чем у евреев: средняя арабская семья составляет 4.9 человек, тогда как еврейская – 3.1. Для арабской женщины развод означает возвращение под кров родителей, и во многих случаях – расставание с детьми. Поповоду разведеных женщин существуют тяжелые стереотипы. Не принято, чтобы такая женщина жила одна – и в любом случае, она часто не в состоянии платить за съем квартиры. Все еще применяется убийство женщины по мотивам `защиты семейной чести`. Все это не способствует участию женщин в политической или общественной деятельности.
Патриархальность арабской семьи всегда была выгодна израильским властям, которые использовали ее как инструмент господства над арабским населением и удержания его в условиях, препятствующих развитию. Важным фактором сохранения патриархальной системы является географическое разделение между арабами и евреями – что-то вроде смягченного апартеида. Только 8% населения Израиля живут в городах со `смешанным` еврейско-арабским населением. Изоляция тормозит урбанизацию и модернизацию – факторы, в нормальных условиях призванные ослабить хватку патриархального клана. Еще одним тормозом является отсутствие в Израиле института гражданского брака. Заключение и расторжение браков находятся в ведении религиозных судов. Это также затрудняет разводы.
Но и это еще не все. Государство Израиль не обеспечивает арабские населенные пункты всем необходимым. (из года в год арабские населенные пункты, в которых проживает ок. 17% населения, получают от 3 до 4% муниципального бюджета развития Министерства Внутренних Дел – прим. ред.). В результате арабские граждане попадают в зависимость от клана. Нехватка земли (также результат израильской политики) приводит к недостатку жилья, в том числе – на съем, для молодых пар в арабских деревнях. Если же они решают перебраться в еврейский город, они сталкиваются с дискриминационной политикой и дороговизной жилья. Таким образом, у молодых семей не остается выбора, кроме как жить на верхнем этаже семейного дома, подчиняясь старшему в семье.
Таким образом, патриархальная арабская семья навязывает арабской женщине консервативные нормы, по которым она также не должна работать вне дома. Но здесь имеет значение и то, что работа женщины обычно непостоянная и низко оплачивается. Если бы каждая работница в сельском хозяйстве и промышленности получала минимальную плату – 3700 шекелей — плюс подобающие социальные условия, отношение к работающим женщинам могло бы измениться в лучшую сторону.
В городах со смешанным еврейско-арабским населением – Яффо, Хайфе, Рамле, Лоде и Акко – где проживают 4% арабских женщин, отношение к рабочей женщине другое. Несмотря на то, что и в этих городах существует принцип разделения населения, здесть есть больше возможностей найти работу недалеко от дома. Около половины арабских женщин в таких городах трудоустроены.
Если бы интеграция арабов в израильское общество была действительно возможна и они могли бы жить в любом месте – городе, мошаве или киббуце – процессы урбанизации и модернизации могли бы восторжествовать над изоляцией, замкнутостью в себе и патриархатом.
Значение рабочих организаций
В консервативных обществах женщина играет роль проводника ценностей от одного поколения к другому, притом она должна воплощать эти ценности своем поведении. Но в периоды общественных потрясений женщина может стать движущей силой перемен.
Невозможно герметически закрыть арабскую семью от веяний внешнего мира. В 1970х-80х годах, по мере того как больше и больше женщин выходлило на рынок труда, средний возраст их замужества повышался, а рождаемость – уменьшалась. Как и другие люди, арабские женщины подвержены влиянию культуры потребления и ценностей Запада. Они с болью сознают разницу в экономическом положении между ними и их еврейскими соседками. Это несоответствие не может быть устранено, если женщины остаются запертыми в деревнях с низким уровнем развития, без возможности найти работу, которая бы их удовлетворяла. Когда у нее нет возможностей для продвижения, женщина склонна отвергать такие ценности, как равноправие и общественный прогресс – виноград, до которого невозможно дотянуться, как известно, проще считать кислым.
Время от времени правительство Израиля признает факт существования дискриминации и заявляет, что оно изменит свою политику. Такие заявления были сделаны в отчете Государственного Контролера за 2001 год и в отчете комиссии Ора – оба раза в качестве реакции на октябрьское восстание 2000 года. Но их рекомендации так и остались на бумаге. Министерство финансов также не устает повторять, что одна из главных причин бедности арабского населения – это безработица среди женщин. Все знают, что эта ситуация усугубляется ввозом иностранных рабочих. В 2008 году министерство финансов и Банк Израиля опубликовали план уменьшения количества иностранных рабочих в Израиле на 100 000. Однако планы – это одно, а действительность – другое.
Если говорить коротко, решение существует. В то время как все главные силы, влияющие на жизнь арабских женщин, — патриархальная семья, деревенская среда, рынок труда, неолиберальное правительство и глобализация, — сговорились подавлять их, они должны организоваться. Большое значение имеет Центр Консультации Рабочих (ЦКР) с его Женским форумом. Мы не можем принять бедность и безработицу как что-то, навязанное нам свыше. Бедность вынуждает арабскую женщину выходить на работу, и она нуждается в защите своих прав. Но сначала она должна осознать свои права. Эксплуатация, низкие заработки и клеймо `рабского труда` не позволяют многим арабским домохозяйкам искать работу. Мы в Женском форуме обращаем свое внимание прежде всего на таких `невидимых` женщин, на те сотни тысяч женщин, которые на имеют специальности, и стремимся вовлечь их в работу. Это – необходимый, хоть и недостаточный, шаг на пути к развитию своего потенциала. Сельское хозяйство – это естественый выбор в поисках работы, так как оно способно привлечь тысячи людей.
Когда женщина устраивается на работу через ЦКР, она получает установленную законом минимальную плату, и ее права защищены. Такие женщины учатся на курсах по повышению уровня самореализации. Мы стараемся сделать их активными участницами форума, с тем, чтобы они могли, используя свой опыт, привлечь в организацию других женщин. Таким путем ситуация может меняться от деревни к деревне. Изменение ситуации означает революцию в финансовом положении женщины и ее социальном статусе, в ее самоощущении и мировоззрении. Эта революция может повлечь за собой другую – в отношении к женщине мужского общества. Она может даже нарушить равнодушие израильских евреев, создавая солидарность между жертвами неолиберализма как среди арабов, так и среди евреев, как среди женщин, так и среди мужчин. Она может стимулировать здоровый диалог между арабским и еврейским секторами общества.
Первые женщины из Кфар Кара вышли на работу при помощи нашего Центра в марте 2006 года. Это были домохозяйки в возрасте от 30 до 40 и больше лет, не работавшие с момента замужества, которым трудно было поверить, что они смогут совмещать работу с домашним хозяйством. И все же удалось убедить их, и они решились пойти на эту драматическую перемену в их жизни.
Они встают до рассвета, готовят для детей все, что тем нужно в школу, едут на работу, возвращаются домой во второй половине дня, делают уборку в доме, помогают детям с уроками, готовят еду на завтра и стирают. Это нелегко; но те, кто справляется и привыкает к такому образу жизни, становятся носителями ценностей организованного труда. Их денежная ситуация улучшается. Они могут записать детей в кружки и купить компьютер. Они также проводят время вне дома, знакомятся с новыми женщинами, разговаривают с начальниками на иврите. Другими словами, они начинают преодолевать власть тех сил, которые раньше определяли их жизнь. Их самооценка повышается, и они чувствуют изменение в отношении к ним со стороны других. Им доставляет удовольствие собираться раз в неделю, вечером, для занятий на курсе, гда они могут рассмотреть свою жизнь с разных точек зрения и с новым пониманием. Наш Женский форум помогает также в преодолении консервативных подходов – например, в воспитании детей. Женщины участвуют в различных мероприятиях, в том числе – совместно с еврейскими подругами.
На каждую арабскую женщину, принятую на работу, приходится 10 таких, кому отказали, потому что хозяева предпочитают тайландцев или женщин, не состоящих в организации, нанимаемых через конторы по найму и не имеющих прав. И все же число женщин, принятых на работу посредством ЦКР Кфар Кара возросло до 100. В других деревнях Шарона и Галилеи домохозяйки также находят работу через ЦКР и изменяют свою жизнь.
Работницы, вовлеченные в этот процесс, нуждаются в политической партии, которая представляла бы их интересы. Создание еврейско-арабского движения может сломать предрассудки и разрушить стену ненависти между двумя народами. У нас есть общий интерес: ведь с того момента, когда государство Израиль перестроило свою экономику на неолиберальный лад, оно перестало заботиться и о бедняках-евреях.
Позитивные изменения зависят и от ситуации на международной арене, особенно от ослабления американского доминирования в глобальной экономике и политике. Они требуют также и возрождения противостояния как вымогательскому капитализму, так и религиозному фундаментализму. Все это требует времени; но женщины, организованные в ЦКР, сделали маленький шаг в нужном направлении.
Обсуждение
Комментариев нет.