Амос Харэль, «Ха-Арец», 28.07.2008/
После пятилетней борьбы военный истеблишмент, наконец, сдался и согласился разобрать 2.4 километра `разделительного забора` к северу от Калькилии. В результате этого шага палестинские землевладельцы получат обратно 2 600 дунамов своей земли.
Вместо разобранной части забора будет построен забор длиной 4.9 км ближе к Зеленой Черте, стоимостью 50 млн шекелей. Новая траектория в основном совпадет с предложенной несколько лет назад израильской экспертной группой `Совет по миру и безопасности`.
Изменение траектории частично проистекает из убеждений нового начальника штаба Армии Обороны Израиля, Габи Ашкенази. Он считает, что определять траекторию разделительного забора должно правительство, а не армия.
Забор в этой местности был построен в 2003 году, и жители близлежащих палестинских деревень неоднократно подавали против него петиции в Верховный Суд. За эти годы они выиграли несколько дел, и суд постановил перенести забор возле Альфей Менаше и Цуфина, а также возле деревни Билъин, ближе к Зеленой Черте.
В последнем постановлении от 2006 года суд раскритиковал государство за сокрытие последним того факта, что первоначальная траектория забора, к востоку от еврейского поселения Цуфин, была продиктована не соображениями безопасности, а планами поселения на расширение. В постановлении от 2007 года по поводу деревни Билъин суд повторил, что траектория разделительного забора должна диктоваться соображениями безопасности, а не расширения поселений.
Однако, несмотря на эти прецеденты, истеблишмент сил безопасности вначале отказался изменить траекторию забора к северу от Цуфин. Позднее государство согласилось передвинуть забор ближе к Зеленой Черте, но не весь – что означало, что местным палестинским жителям будет возвращено около 1500 дунамов из 3000 дунамов конфискованной у них земли. Государство объяснило это предложение тем, что траектория забора проходила тогда в 4-х километров к востоку от поселков Кохав Яир и Цур Игаль – гораздо дальше, чем необходимо для их защиты от (предполагаемых) выстрелов с той стороны забора.
В 2006 году Совет по миру и безопасности в качестве amicus curiae подал прошение, в котором доказывал, что проведение забора почти по Зеленой Черте удовлетворит требованиям безопасности. Однако в июне 2007 года военный истеблишмент заявил суду, что он рассматривает эту альтернативу как `недостаточную в плане безопасности`. Этой же линии придерживались представители армии на встречах с тогдашним министром безопасности Амиром Пересом.
Однако Габи Ашкенази, назначенный на пост начальника генштаба в феврале 2007 года, пришел в ярость, узнав, что настоящей причиной для проведения траектории забора изначально были не требования безопасности, а планы постройки нового района к северу от поселения Цуфин. Тогда же он сказал Пересу, что не желает более, чтобы офицеры армии защищали перед судом траекторию проведения забора. Это – политическое решение, сказал он, и оно должно приниматься правительством.
Армия, сказал он, будет защищать близлежащие поселения, какую бы траекторию ни выбрало правительство.
С тех пор армия гораздо меньше вовлечена в определение траектории разделительного забора. Несмотря на это, прошло больше года, прежде чем силы безопасности закончили перепланировку забора к северу от Цуфина, и только в прошлом месяце государство проинформировало Верховный Суд об этом решении.
Государство сообщило, что новая траектория – почти идентичная той, которую предлагал Совет по миру и безопасности – `предоставляет разумное решение проблемы безопасности при разного вида угрозах`. Государство объяснило перемену своего решения постановлением суда по поводу деревни Билъин, запрещающим основывать траекторию забора на планах расширения поселений.
Обсуждение
Комментариев нет.