//
you're reading...
Дневник

Молодежь Газы: учиться или сражаться?

Ашраф Халиль, «Los Angeles Times», 31.08.2008/
Даже стипендианты самых престижных зарубежных университетов не всегда могут выехать на учебу из-за израильской блокады сектора Газы. Это удается лишь немногим – тем, у кого есть высокие связи на Западе. Других эта ситуация может привести к радикализму.
По мере того, как во всем мире приближается учебный год, сотни выпускников и студентов в Газе все больше теряют надежду. Решение Израиля фактически запереть наглухо сектор Газы, после того, как военизированная организация Хамас прошлым летом взяла сектор под свой контроль, делает студентов товарищами по несчастью в обманутых ожиданиях и заложниками большой политической игры.

Дело семерых студентов из Газы, получивших престижную стипендию Фулбрайт, которым не был разрешен выезд из сектора, вызвало шквал откликов в международной прессе. Четверым из них удалось выехать после вмешательства США. Однако очень немногие жители Газы могут выехать за пределы сектора, если речь не идет об экстренном медицинском случае.

`Я думаю, что я потеряю свою стипендию, и тогда я прямо пойду `поступать` в сумасшедший дом`, — говорит Уаэль Хамди Эль Дайя, поступивший в докторат по международному финансовому делу в университете Брэдфорда в Британии. – За стипендию приходится долго бороться, и, когда ты уже сделал все возможное и получил ее – вдруг потерять…`

Отдельным студентам – по утверждению Израиля, таковых этим летом было 58 человек – было разрешено выехать на учебу за границей. Однако Дайя, координатор комитета студентов, оказавшихся в ловушке в Газе, говорит, что на учебу в зарубежные университеты поступило по крайней мере 600 человек. И это, по его словам, заниженная цифра, не берущая в расчет нового явления: ученики, имеющие честолюбивые стремления учиться за границей, просто не подают заявлений.

Положение студентов в Газе вызвало в мае необычно откровенную реакцию Государственного Секретаря США Кондолизы Райс. `Если вы не можете обеспечить молодым людям занятость и возможность для исполнения их надежд и мечтаний, я не знаю, есть ли будущее у Палестины` – сказала она.

В результате критики со стороны Райс Израиль слегка изменил политику. В письме к одному из парламентариев от 7 июня министр иностранных дел Ципи Ливни отметила, что `было сделано несколько исключений` по требованию `лиц, действующих на международном уровне`. Согласно этому письму, выдержки из которого были предоставлены в распоряжение газеты `Таймс`, Израиль склонен начать `положительно реагировать на запросы из дружественных стран`.

Однако для застрявших в Газе студентов слова стоят недорого, тогда как время уходит.

`Еще не поздно, но время поджимает`, — говорит Сари Баши, исполнительный директор юридического центра `Гиша` за свободу передвижения – неправительственной израильской организации, лоббирующей от лица нескольких палестинских студентов и против политики блокад. – `Проблема должна быть решена немедленно, а предложенное решение вопиюще неадекватно`.

В Газе, студенты рассказывают о сводящем с ума ожидании.

`Я не могу устроиться на работу, так как не могу связать себя обязательством. Я не могу обустраивать свой дом, потому что я все время думаю: `Возможно, через месяц я уеду. Возможно, через месяц я уеду`, — говорит Рами Абду, поступивший в докторат Манчестерского университета.

В течение многих месяцев дочери Саида эль Мадхуна звали его всякий раз, когда они видели в программе Эль Джезиры, что должен открыться пограничный пункт в Рафиахе, на границе с Египтом. Мадхун получил в пошлом году грант для изучения международного права в Американском университете в Вашингтоне. Он должен был начать занятия в сентябре 2007 года, но в том же году в июне обвалилось правительство национального единства Фатха и Хамаса, что привело к войне между фракциями и захвату Хамасом контроля над сектором Газы. Израиль, при поддержке США и содействии Египта, закрыл этот прибрежный сектор почти герметически, позволив ввозить туда лишь ограниченную гуманитарную помощь.

Не будучи в состоянии выехать из Газы, Мадхун получил отсрочку гранта и в течение года добивался разрешения на выезд. В конце июля ему и еще нескольким студентам было позволено пройти через КПП `Эрез` на территорию Израиля, откуда их под военным экскортом отвезли на границу с Иорданией.

Теперь Мадхун находится в Вашингтоне. Он говорит, что ограничения на выезд из Газы наносят ущерб единственному настоящему ресурсу сектора. `В Газе нет ни нефти, ни других природных ресурсов. Все, что мы имеем, — это люди,` – объясняет он.

Наличие различных лазеек в политике блокады создало в секторе Газы своего рода кастовую систему: свободных и узников. Те, кто имеет в своем распоряжении какой-то `рычаг` – поддержку одного из западных правительств, связи на высшем уровне в Каире или в управляемой Фатхом палестинской администрации на Западном Берегу – использует его, чтобы выехать из сектора. Жители сектора говорят, что неравенство порождает возмущение и разъедает единство общества в Газе. `Это раскалывает общество` – говорит Мадхун.

`Случай Мадхуна – это исключение, подтверждающее жесткость существующих правил`, — говорит Баши. Мадхун поступил в знаменитый американский университет и получил грант от американского Института Открытых Обществ, и он был одним из немногих, имеющих соответствующую квалиикацию и поддержку. `Они стараются избавляться от тех, кто привлекает внимание,` – говорит Баши, — `Студентов американских университетов в большинстве случаев выпускают. А иногда можно вырваться, если устроить побольше шума`.

Студенты также чувствуют себя преданными Египтом. Руки Египта связаны договором о его контроле над КПП Рафиах, но ничто не мешает ему открыть границу в одностороннем порядке, как он делал это в срочных медицинских случаях.

Каждый год египтяне впускают в страну тысячи израильских туристов, говорят студенты. Повидимому, высокопоставленные руководители Хамаса также ездят туда и обратно через Рафиах каждую неделю, но несколько сотен студентов не могут выехать.

`Никаких официальных правил не существует, — говорит Дайя, — Я хочу понять эту политику. В чем состоит политика?`

В субботу Египет открыл КПП Рафиах в качестве жеста доброй воли в честь мусульманского праздника Рамадан. Неизвестно, сколько студентов было среди тех, кого пропустили в Египет.

Представитель израильской армии, майор Петер Лернер, подтверждает, что из заявлений на выезд из сектора рассматриваются только поданные студентами, получившими самые престижные стипендии на учебу в западных странах. Лернер объясняет, что политика Израиля состоит в том, чтобы позволить выехать из Газы `возможно меньшему числу людей`, — обычно тем, кому требуется срочная гуманитарная помощь. `Студенты не входят в категорию нуждающихся в гуманитарной помощи`, — говорит он.

Студенты сознают, что за всем эти стоят политические расчеты. Они рассматривают себя как заложников, чье нахождение в плену на самом деле никого не волнует.

`Ключ к воротам Рафиаха – это Шалит`, — говорит Саид Исмаил, студент акультета журналистики в одном из университетов Алжира. Он оказался в ловушке, приехав прошлым летом в Газу на каникулы.

Но руководство Хамаса не торопится предпринимать какие-либо шаги. Оно доказало, что Газа может существовать за счет тоненькой струйки поступающей в сектор гуманитарной помощи.

`Израиль надеется, что страдания народа в Газе приведут к снижению поддержки им Хамаса. Для меня и многих других очевидно, что это не работает`, — говорит Роберт Пастор, профессор международных отношений в Американском университете в Вашингтоне, который помогал выехать Мадхуну. – `Какую бы злобу ни чувствовали жители Газы, они питают ее в отношении Израиля, а не Хамаса`.

Тяжелое положение, в котором оказались студенты, не только разрушительно для будущего Газы, но и может сработать на пользу Хамасу.

`Хамасу нужны такие истории, о которых будут писать журналисты`, — говорит один из студентов, пожелавший остаться неизвестным из страха быть обвиненным в противодействии властям сектора.

Время уходит, впереди маячит еще один потерянный год, и студентам в Газе не на что особенно надеяться. Некоторые из них предвидят уклонение в сторону радикализма.

`Если я буду сидеть здесь без работы и без шансов на учебу и трудоустройство, я тоже, может быть, отращу бороду и примкну к другим`, — говорит Исмаил.

Обсуждение

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: