Ауад Абу-Фрейх, «Ха-Арец», 16.09.2008/
В 2005 году Высший Суд Справедливости постановил, что государство, в чьем ведении находятся школы в бедуинских деревнях Негева, обязано построить к ним безопасные дороги. В частности, суд приказал провести асфальтовую дорогу к школе в деревне Эль-Фура. Однако соответствующие министерства не пошевелили и пальцем, чтобы выполнить решение суда. К этой школе до сих пор ведет грунтовая дорога, которой ежедневно продолжают пользоваться более 1000 учеников.
Отсутствие удобных, современых дорог опасно для жизни. В 2006 году, например, 9-летний Салиман Эль-Атраш погиб в автобусе по дороге в школу. Два встречных автобуса прошли почти вплотную друг к другу на узкой, незаасфальтированной дороге, и высунувшийся в окно Салиман был убит.
К петиции, которую подал в Верховный Суд против Министерства просвещения Арабский форум за образование в Негеве, приложены фотографии, показывающие уровень опасности дорог. Дороги испещрены ямами и рытвинами; зимой их часто затопляет вода, а летом поднимается такая пыль, что не видно ни самой дороги, ни встречных машин.
Верховный Суд частично принял требования петиции и постановил, чтобы дорога, ведущая к школе, где учился погибший мальчик, была выстлана слоями спрессованной земли, — но не замощена и не заасфальтирована. Однако землю быстро размыли характерные для Негева быстрые наводнения и разрушили колеса автомобилей. С тех пор, как погиб Салиман, на таких дорогах нашли смерть еще трое детей: Айман Абу Асса, Ахмад Куасаси и Абед Эль-Сайед. Но и это не тронуло правительственных чиновников.
Почему о гибели этих детей не кричали большие газетные заголовки, вопрошающие красными буквами: `Чья вина?` Как бы выглядела ситуация, если бы жертв звали Амос, Сара, Цахи и Яэль? Если бы эти дети не были детьми периферийной общины, занятой ежедневной борьбой за существование? Если бы это была община, проживающая в северном Тель-Авиве – было бы Министерство просвещения способно годами игнорировать ее гнев? Мог бы региональный совет позволить себе роскошь отклонять просьбы о замощении дорог, если бы во главе его не стояли люди, которые сами живут далеко от этих мест? И почему молчит пресса?
Хиллари Клинтон написала книгу `Это – дело всей Деревни` (`It Takes a Village`), в которой она доказывает, что недостаточно одной семьи, какой бы теплой и готовой поддержать она ни была, чтобы должным образом растить ребенка: нужно, чтобы вся `глобальная деревня` участвовала в финансировании, помогала, поддерживала, наблюдала за его развитием и осуществляла контроль. И, действительно, бедуинский ребенок не может выстоять один, без сильного общества, без правительства, которое заботилось бы о его благополучии, и без израильской публики в целом, которая проявляла бы интерес.
Бедуинский ребенок не может в одиночку одержать победу над `дорогами смерти`, как и не может в одиночку противостоять таким проблемам, как опасные для езды автобусы, затопленные дороги и классы-времянки, в которых зимой пробирает мороз, а летом доводит до изнеможения жара. Он не может противостоять системе, которая посылает его в класс к учителю, у которого недостаточно образования и навыков. Он не сможет и достичь дверей высших учебных заведений, пока израильское общество поворачивается к нему спиной.
Обсуждение
Комментариев нет.