Эрез Цфадия*, «Ха-Арец», 19.09.2008/
Бурлят страсти по поводу 24-х официальных ордеров на эвакуацию. Нет, это не поселенческий форпост на Западном Берегу, который приказано снести. Это – одиночные фермы, построенные около десяти лет назад в Негеве.
Проект `Винный Путь`, в рамках которого строились эти хозяйства, был общим проектом регионального совета Рамат Ха-Негев, Еврейского Агентства, Еврейского Национального Фонда и государства. Утверждая проект – что было сделано ретроактивно, в мае 2003 года – правительство отметило, что `индивидуальные поселения – это воплощение политики правительства по развитию Негева и Галилеи и защиты государственных земель Негева`. Под этой терминологией скрывается подтекст, из которого следует необходимость `иудаизации` Негева для борьбы с попытками арабско-бедуинского населения взять под контроль общественные земли.
Земельное Управление Израиля и органы планирования располагают арсеналом юридических процедур для создания ферм. Но в этом случае процедуры были проигнорированы, и фермы были признаны только задним числом. Не меньшее значение имеет тот факт, что земли, на которых они построены, распределялись без соответствующих заявок на их стоимость. Однако, как и в случае многих других `неформальных` поселений, строящихся в Негеве и Галилее для `усиления еврейского присутствия`, это не помешало министерствам и местным властям поделить государственную землю на участки в 400 дунамов (100 акров) и провести на фермы воду и электричество, а также выделить сотни тысяч шекелей на их развитие. Все участники этого проекта полагали, что, так как акт заселения земли неотъемлем от сионистской идеологии, фермы будут в конце концов узаконены государством.
Но что-то пошло не так. Год назад генеральный прокурор выпустил ордер на эвакуацию ферм, аргументируя тем, что земля была передана фермерам незаконно. Казалось, фермеров заставят заплатить за ошибочные решения высших чиновников, считавших, что они действуют во имя сионизма.
Прошлой весной фермеры подали в Верховный Суд петицию (еще не обсуждавшуюся), жалуясь на дискриминацию со стороны государства. Они утверждали, что живущие в Негеве бедуины постоянно строят без разрешения, но никогда не получают приказов об эвакуации.
Фермеры ошибались. Факты говорят совсем о другом. Вот уже 60 лет государство отказывается признать существование 46 бедуинских деревень, хотя некоторые из них насчитывают по 400 лет. В других случаях, в 1950-е годы, население бедуинских деревень насильственно, по приказу военных комендантов, перемещалось – в основном к востоку от Беер-Шевы. Даже новый план развития Беер-Шевы, в котором предполагалось найти решение для непризнанных деревень, игнорирует их существование, предлагая вместо этого переселить бедуинов в один из семи городков, основанных властями в 1970-е и 1980-е годы. Эти городки постоянно попадают в список беднейших муниципалитетов в Израиле. Для бедуина же переехать в город означает отказаться от традиционного образа жизни, от занятий сельским хозяйством, и от требования – на корню отвергаемого государством — признать их владельцами этих земель.
Для 80 000 бедуинов-жителей непризнанных деревень жить в Израиле означает видеть, как их дома разрушаются сотнями, под предлогом того, что они построены без разрешения. Это означает, что их посевы распашут и уничтожат, что их не подключат ни к водопроводу, ни к электричеству, ни к канализации. Во многих случаях они получают услуги здравоохранения и образования только после обращения в суд. Поэтому заявления о дискриминации фермеров `Винного Пути` – это абсурд.
То же самое касается и подверженности экологическим опасностям. Бедуины, проживающие в Вади Наам, возле свалки промышленных отходов в Рамат-Ховав, страдают от самого высокого в стране уровня детской смертности, заболеваемости и выкидышей.
Возможно, что `Винный Путь` будет демонтирован, — но политика заселения Негева евреями будет продолжаться. Ведь, в конце концов, многие считают, что сионистский императив заселения земли – превыше закона. А `развитие Негева`, оказывается – это нечто, предназначенное только для евреев.
И все же в последние годы появились признаки перемен. Благодаря правозащитным организациям, таким, как `Бимком` – Планировщики за право на планирование, а также организациям по охране окружающей среды, правительство признало 10 бедуинских деревень. Новая комиссия под управлением бывшего судьи Верховного Суда Элиэзера Гольдберга должна разработать новую всеобъемлющую политику по отношению к бедуинам. В то же время растет движение за прекращение – по экологическим соображениям — заселения диких районов Негева. Сегодняшняя тенденция ведет к сосредоточению человеческого жилья в немногих населенных пунктах, вместо малонаселенных и далеко разбросанных ферм.
Эти тенденции являются первыми шагами в нужном направлении, но ситуация изменится по-настоящему только тогда, когда государственные органы планирования будут учитывать непризнанные бедуинские деревни и предоставлять их жителям адекватные решения. И все же эти шаги дают надежду, что новая эра сосуществования в Негеве, возможно, ближе, чем мы думаем, и что вскоре может приобрести реальные очертания мечта о развитии израильского Юга в равной степени для евреев и для арабов.
*Д-р Эрез Цфадия возглавляет отделение Государственной политики и Управления в академическом колледже Сапир (Сдерот)
Обсуждение
Комментариев нет.