«Ха-Арец», 1.12.2006. Редакционная статья/
В течение последних лет государство пытается затруднить въезд в Израиль для неевреев и получение ими гражданства. Полгода назад верховные судьи подвергли критике поправку к Закону о гражданстве, запрещающую какое бы то ни было воссоединение семей, если они включают израильских граждан-арабов и палестинцев. Петиция, направленная против закона, была отклонена, но судьи заявили о недопустимости нарушения права гражданина жить в Израиле с избранным им партнером и о необходимости принятия нового, более гибкого закона о гражданстве. Министерство юстиции, в свою очередь, обещало это выполнить.
Теперь уже ясно, что надежды на более гуманный закон были преувеличены. Сегодня Кнессет ищет способа продлить временный Закон о гражданстве еще на два года. Он также проголосует во втором и третьем чтении за Закон о нелегальных иммигрантах, запрещающий объединение с семьей для любого, кто жил в Израиле нелегально в течение хотя бы месяца. Теоретически, этот закон направлен против нелегальной иммиграции; практически, это – еще одна мера, призванная не допустить получение гражданства неевреями, хотя бы и связанными семейными узами с гражданами Израиля.
Арабские граждане обязаны жениться только между собой, или же эмигрировать. Любая попытка сочетаться браком с арабом или арабкой из другой страны или же с оккупированных территорий будет блокирована Законом о гражданстве или же Законом о нелегальных иммигрантах. Но Закон о нелегальных иммигрантах ударит и по семьям тех иммигрантов-евреев, которые захотят привезти с собой нееврейских родственников: детей-неевреев от первых браков, пожилых родителей-неевреев, а также иностранцев, которые полюбят израильтянина или израильтянку и захотят жить с ними в Израиле. Строгая иммиграционная политика, нашедшая отражение в этих законах, абсолютно игнорирует целый спектр возможных ситуаций, вытекающих из отношений любви и вообще из человеческих взаимоотношений. Отныне и впредь правительство законодательным путем рекомендует или влюбляться в евреев, или оставить надежду на жизнь в Израиле.
Изначально Закон о гражданстве был создан для того, чтобы, наоборот, открыть перед неевреями возможность жизни в Израиле. В то время как Закон о возвращении обеспечивает еврейский характер государства и предоставляет каждому еврею автоматическое получение гражданства, Закон о гражданстве был призван решать различные человеческие проблемы. Но с тех пор, как началась демографическая паника; а также прошел слух, что палестинцы пытаются осуществить право беженцев на возвращение через браки с арабскими гражданами; а также в страну прибыли сотни тысяч иммигрантов-неевреев из России; а также выросло количество иностранных рабочих; — создалась коалиция напуганных будущим израильской «демографии», что и привело к чрезмерному законотворческому рвению.
Нет никаких сомнений в том, что Израиль, как и любое западное государство, должен выработать разумную иммиграционную политику. Однако существует огромная разница между политикой и охотой на родителей, детей и супругов израильтян, большинство из которых живут в Израиле нелегально только потому, что их к этому вынуждают обстоятельства. Будучи страной иммигрантов, Израиль не может игнорировать лавину возникающих человеческих проблем, и требовать от людей расстаться с их близкими потому, что те не отвечают критериям въезда в страну. Запрет на совместную жизнь арабских граждан с их супругами – это дискриминация наихудшего сорта. Никакого отношения к проблеме иммиграции это не имеет. Речь идет только о праве каждого гражданина или гражданки жить в его/ее стране вместе с его/ее супругой/супругом и детьми.
Обсуждение
Комментариев нет.